Алименты за границей возможно получить как при наличии международного договора о правовой помощи, так и при отсутствии такового. Получение алиментов из-за границы в рамках исполнения международного договора основано на возможности принудительного исполнения за границей российского судебного решения по алиментам за границей. Этот процесс связан с должным уведомлением ответчика и не зависит от признания или непризнания им иска, хотя иногда затягивается ответчиком путем заявлений об оспаривании отцовства и по иным основаниям.
Международные усилия по облегчению получения алиментов за границей выразились в принятии Конвенции ООН о получении алиментов за границей (Convention on the Recovery Abroad of Maintenance, New York, 20 June 1956), а также Гаагской конвенции от 23 ноября 2007 года О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи. (CONVENTION ON THE INTERNATIONAL RECOVERY OF CHILD SUPPORT AND OTHER FORMS OF FAMILY MAINTENANCE).
Вышеуказанные конвенции не действуют, к сожалению, для России, в связи с чем получение алиментов за границей производится либо путем формирования российского судебного решения для случаев со странами, с которыми есть договор о правовой помощи, или со странами, которые признают российские судебные решения или только решения по алиментам, либо путем обращения в суд страны проживания второго родителя.
Российские получатели алиментов не могут истребовать судебный приказ по алиментам в отношении родителя, не проживающего в России, поэтому дело об алиментах проходит все стадии уведомления, которые предусмотрены для обычного судебного процесса. Часто такое решение принимается в ходе рассмотрения дела о расторжении брака и определения места жительства ребенка.
Вопрос о месте проживания ребенка при разводе родителей в случаях, когда каждый из родителей имеет возможность и желание иметь ребенка при себе, имеет алиментную сторону, и, как правило, осложняется тем, что родитель, с которым ребенок не проживает, обязан нести бремя алиментных платежей в пользу родителя, с которым остается ребенок. К сожалению, взаимное доверие к этому времени уже потеряно, а использование денег родителем-реципиентом далеко не всегда предсказуемо и понятно для родителя-донора. В то же время нормы российского права о переводе 25 или даже 50 процентов доходов в пользу матери детей основаны на презумпции минимальных доходов населения и не всегда отражают объективные потребности детей. Несмотря на то, что алименты должны выплачиваться не матери, а ребенку, практически все средства попадают в распоряжение матери, то есть только одного из родителей, что может рассматриваться как нарушение принципа совместного принятия решений о направлении этих средств.
Фактическое изъятие у одного из родителей доходов второго родителя сверх объективных потребностей содержания детей может иметь характер несправедливого изъятия имущества, что вместе с недоверием и может служить, с одной стороны, явочным основанием неисполнения многими отцами алиментных обязательств через укрывание доходов, с другой стороны, может провоцировать матерей на получение необоснованных доходов в части средств, объем которых превышает объективные потребности ребенка.
Родителю или родственникам, воспитывающим ребенка без помощи второго родителя или вообще без помощи родителей, не следует забывать, что оба родителя обязаны в силу закона поддерживать ребенка материально. Взыскание части средств, необходимо затраченных первым родителем (или иными родственниками) на содержание ребенка, со второго родителя, также может являться способом пополнения имущественной базы обеспечения развития ребенка. Эти и другие вопросы Вам поможет решить квалифицированный специалист (http://www.advokat-zaprava.ru) даст подробные консультации на любом этапе процесса.